Жданов Дмитрий Константинович Краевед

Город ста колодцев

2018-03-28 19:40:58

В третьем тысячелетии жизнь все больше ускоряется. Мы мчимся изо дня в день по улицам Одессы с такой скоростью, что перестали замечать поистине удивительные вещи, которые украшают наш город и являются частью его истории. А что будет, если ненадолго остановиться и оглядеться вокруг?


     Возможно, мы увидим одну из многочисленных старинных табличек на зданиях? Подобные таблички – чисто «одесский» феномен. А может быть, мы на Екатерининской обнаружим табличку, что в этом доме работал управдомом Остап Бендер? Или, может, мы заметим один из немногих сохранившихся газовых фонарей на Дерибасовской? А может, пробегая по Греческой площади, мы обратим внимание на старинный мраморный оголовок колодца с дачи Григория Маразли?
     Одесса – город ста колодцев. Сто из более чем тысячи старинных колодцев и цистерн до сих пор находятся в одесских двориках. Со многими из них связанны целые легенды. Так, на месте памятника Людвигу Лазарю Заменгофу, известному как создатель искусственного языка эсперанто, во дворике по адресу Дерибасовская, 3 когда-то был старинный колодец. В 50-х годах XX века скульптор Николай Блажков получил заказ из Польши на создание бюста Л. Заменгофа, но по невыясненным причинам заказчики не приехали за памятником. Бюст некоторое время просто валялся во дворе, в котором жил скульптор. Об бюст вечно спотыкались соседи.
     Как-то раз они пришли к Блажкову и сказали буквально следующее: «У нас во дворе глубокий колодец, мы боимся, как бы кто-то из детей туда не свалился. Можно мы вашим Карлом Марксом придавим крышку колодца?». Скульптор дал согласие, и гипсовый бюст был установлен на крыше колодца. При этом на вопросы местных властей о том, кому поставлен памятник, скульптор отвечал, что отцу. Такая предосторожность была связана с тем, что в сталинские годы эсперанто-движение было вне закона. А сейчас – это единственный памятник выдающемуся эсперантисту во всём мире, причем постаментом ему многие годы служил колодец. В 2008 году колодец снесли, а вместо него установили постамент с бюстом Заменгофа.
     Кстати, знаменитое одесское выражение «не фонтан» тоже появилось благодаря колодцам. Вскоре после основания города неподалеку от моря были найдены источники пресной воды, которая, по воспоминаниям современников, была гораздо лучше той, которую добывали жители из колодцев. Эти источники – «фонтаны» дали название целым районам города – Большой Фонтан, Малый, Рашковский, Дерибасовский и др. А выражение одесситов «это не фонтан» - стало нарицательным. И когда местные дельцы колодезную воду выдавали за воду с Фонтана, одесситы, попробовав это воду, говорили – «это не фонтан!».


     С древних времен люди старались селиться вблизи от источников пресной воды, о чем свидетельствуют расположение стоянок древних людей - практически все они расположены по берегам рек или лиманов. Одесса выпадает из этого правила: реки расположены достаточно далеко от черты города, первые строители города не могли этого не учитывать. Выбор места предопределила возможность для порта – в центре крупного залива Черного моря. Возможно, были и другие причины. Главное что город основали в степи, на обрывистых берегах моря и достаточно далеко от открытых источников пресной воды. С первых дней его существования проблема питьевой воды стояла очень остро. Так какие же есть источники пресной воды в самой Одессе? В первую очередь нужно учитывать, что в недрах под городом известен целый ряд горизонтов подземных вод.
     Наиболее обильный водоносный горизонт находится в толще понтических известняков. Водоупором для него являются понтические глины и глины мэотиса (понт и мэотис – названия геологических веков). Питание понтического водоносного горизонта так же связано в основном с атмосферными осадками. Мощность этого водоносного горизонта колеблется от 0.3 до 5 м, а расход от 0.03 до 29 л/с. Понтический водоносный горизонт выходит на дневную поверхность в качестве родников в береговых обрывах. Наиболее известные выходы понтического водоносного горизонта – Большой, Средний и Малый Фонтан. И воду именно этого водоносного горизонта поставлял в Одессу из источника Большой Фонтан таганрогский купец Ковалевский.


     Интересно, что в городских колодцах вода была также из понтического горизонта, однако вкусовые качества сильно разнились. По химическому составу воды этого водоносного горизонта очень разнообразны: от гидрокарбонатно-натриевых до сульфатно-магниевых с минерализацией от 0.5 до 10 г/л (по СанПиНу 2010 года пресной считается вода, содержащая солей в сумме не более 1 г/л).


     Поиск воды в Одессе начался одновременно со строительством порта. По распоряжению Иосифа Дерибаса в июле 1794 г. началось «рытье колодцев». О темпах строительства колодцев свидетельствует тот факт, что уже в 1797 году было сооружено приблизительно двадцать колодцев. Однако, даже в середине 19 века лучшие колодцы, по свидетельству одесского историка Аполлона Скальковского, были «наследованы от турок, прежних властителей Одесской местности». Они располагались в Водяной балке (теперь – Балковская улица). Стоит отметить, что грунтовые воды залегали довольно близко к поверхности в Водяной Балке (отсюда и пошло название улицы Балковская). Добытую воду на подводах в бочках развозили по городу и продавали по 3-5 копеек за ведро, хотя в засушливые годы цена доходила до 10-20 копеек за ведро, а бедные жители чуть ли не силком останавливали водовозы, курсирующие по пыльным улицам Одессы.
     Кроме колодцев, в Одессе строились специальные цистерны, для сбора дождевой воды. Вода из таких цистерн считалась более вкусной, особенно для приготовления чая. А при сдаче в наём квартир особо указывалось как достоинство количество «сладкой воды» из цистерны, которое наниматель имел право потребить за месяц. Основной минус таких цистерн – небольшое количество атмосферных осадков в Одессе (430 мм в год). Со временем практически все одесские колодцы были переделаны в дождевые цистерны (но в народе их по-прежнему называют колодцами).
Первое письменное свидетельство о строительстве в Одессе коллекторных резервуаров для воды – цистерн – появляется в 1827 году, когда был сооружен комплекс казарм. Конструкция одесских цистерн была следующей: дождевая вода по водосточным кирпичным или гончарным трубам поступала в резервуар-остстойник, куда сбрасывались первые порции загрязненной воды. Через фильтр из гравия и крупного древесного угля вода поступала во второй – основной резервуар. Все сооружение было устроено из твердой известняковой плиты или бутового камня на известковом растворе. Внутренняя поверхность оштукатуривалась пуццолановым цементом.
Так как подземные водоносные горизонты и дождевая вода были чуть ли не единственном источником питьевой воды в Одессе вплоть до 1873 года (год открытия одесского водопровода), то цистерны в одесских двориках были довольно обычным явлением.  На данный момент известны более 100 сохранившихся оголовков колодцев и цистерн. Некоторые из них перемещены и расположены не на своем историческом месте. Таким примером может служить оголовок цистерны на Греческой площади, перенесенный с дачи Григория Маразли.
     К 1840-м годам были сооружены 152 цистерны емкостью до 500 кубометров. Строительство цистерн повиляло и на архитектуру зданий и дворов – например, односкатные крыши предназначены именно для сбора дождевой воды. Существовал проект сооружения гигантской цистерны ёмкостью в 4 800 м³. Она должна была размещаться на Александровском проспекте, однако этот проект оказался нереализованным.
      Стоимость сооружаемых цистерн была довольно велика. На начало 1860-х гг. построить внутридворовую цистерну объемом в 12 000 – 20 000 ведёр стоило порядка 500-600 рублей серебром. А общая сумма, потраченная на сооружение подобных водоприёмников в Одессе, составляла астрономическую сумму в полмиллиона рублей серебром. Но и цистерны при малом количестве атмосферных осадков, конечно, не могли обеспечить водой растущий город.


     Недостаток воды, бурное развитее города привело к тому, что в начале 1860-х гг. в Одессе было 875 цистерн, не менее 230 колодцев и 4 фонтана. Кроме Водяной Балки колодцы находились на углу Дерибасовской и Екатерининской, на территории Ришельевского лицея, в Колодезном переулке (ныне переулок вице-адмирала Жукова). Глубина колодцев колебалась от 6 до 40 метров. Вода из них развозилась потребителям в бочках.
   Описывая дождевые цистерны, прежде всего, необходимо разобраться в терминологии: собственно то, что является малой архитектурной формой одесских двориков правильно назвать оголовком. Кроме оголовка зачастую присутствует подъемный механизм с воротом (в краеведческой литературе используется термин «навершие»), ступенька для ведра, ограда цистерны. Это видимая часть колодцев. Подземная часть колодцев – шахта (канал). Глобина шахт в колодцах Одессы достигала 40 метров. Если речь идет о цистерне, то ее подземная часть – округлый резервуар, диаметром 6-10 метров.
Классификация дождевых цистерн предлагается, прежде всего, по материалу изготовления основной конструктивной формы – оголовка. Среди сохранившихся и исследованных оголовков цистерн по материалу изготовления можно выделить 4 типа: мраморные, чугунные, известняковые (данный тип представлен всего одним колодцем) и неподлежащие классификации затампонированные бетоном.
В отношении чугунных и мраморных оголовков возможно создание детальной типологии. Для чугунных оголовков можно выделить 2 основных типа. К первому относятся колодцы, расположенные по адресу: Преображенская, 50; Пушкинская, 9 (фото 1); Пастера, 38, Преображенская, 6; Канатная, 65; Болгарская, 41, Богдана Хмельницкого, 27/29 и другие. Колодцы второго типа представлены оголовками, напоминающими вазу. Подобные колодцы встречаются по адресу Базарная, 32 (фото 2); Базарная, 46; Гоголя, 9; Дегтярная, 19, Переулок Маяковского, 6, Лермонтовский переулок, 7. Скорее всего эти оголовки отливали на двух литейных заводах. Однако в настоящее время заводы изготовители оголовков и наверший одесских колодцев не известны.
Классификация мраморных оголовков усложнена большим разнообразием форм наверший (фото 3-5). Здесь можно выделить несколько однотипных колодцев, однако большая часть будет представлена отдельными уникальными типами. Что свидетельствует о многочисленности предприятий, изготавливающих мраморные оголовки колодцев. Интересен с точки зрения своего местоположения оголовок цистерны, который находится в помещении Одесского дома ученых. Первоначально цистерна, сооруженная во дворе, при перестройке дома оказалась внутри жилого помещения (фото 6).
Уникальные  памятники развития науки и техники, малые архитектурные формы, дождевые цистерны представляют собой историческую и культурную ценность, являясь неотъемлемой частью архитектуры Одессы.
Одесские дождевые цистерны давно перестали быть единственным источником воды в городе, подавляющее их большинство вообще теперь не исполняет такой функции. Вначале их сменили водные колонки, которые были практически в каждом дворе. Но и они со временем покинули городской пейзаж. Сейчас в центре Одессы по нашим подсчетам сохранилось чуть больше 100 дождевых цистерн и не менее 200 колонок, деталей и неплохо сохранившихся малых архитектурных форм – памятников развития науки и техники.
     Дождевые цистерны и колонки постепенно встраиваются в ландшафт дворов: там, где они мешают подъездам или проходу, их демонтируют, часть используется в качестве тумб, постаментов и для прочих подсобных нужд (Канатная, 76; Екатерининская, 21; Троицкая, 17 и др.). Некоторые колодцы приведены в неплохой вид и являются достопримечательностью двора (Базарная, 46; Успенская, 65; Малая Арнаутская, 4; Екатерининская, 75). Некоторая часть дождевых цистерн заброшена, и заполнена бытовым мусором.


    Что останется от исторических памятников в Одессе лет через двадцать? Сумеем ли мы сохранить колорит одесских дворов? Как будет развиваться архитектура города?.. Что-то сохранится. Что-то исчезнет навсегда. Но это уже будет совсем другая история...

Комментарии — 0
Войдите, чтобы написать отзыв.
Экология43 Кино 42 Помощь39 Полиция 36 Больница 30
Последние ЗАПИСИ
Федорова Екатерина Викторовна

Обращение к жителям области с просьбой об обратной связи для получения реальной картины состояния сел и посёлков нашего региона

Ройтбурд Александр Анатольевич

Можно ли украинцам пользоваться российской вакциной?

Калинчук Сергей Васильевич

У нас в стране очередной анти-рекорд - 5804 случая заболевания за сутки

Крупица Наталья Григорьевна

Разговор о нашем будущем

Куренной Владимир Константинович

Почему бы Украине не стать британским особым партнером и другом на востоке континента?

Волонтер Екатерина Ножевникова

В нашем городе стариков отправляют умирать

Куренной Владимир Константинович

Жизненное пространство самозванца Лукашенко сужается

Лабас Вадим Ильич

По обострению войны между «Азербайджаном и Арменией»

Гинак Алла Федоровна

Выборы должны проходить минимум раз в два года

Русев Иван Трифонович

Возвращение Робинзона