Слушаю комментарий Галины Скляренко по поводу конфликта в академии и создания факультета "формального искусства". Галина Скляренко не может понять с какой стати вдруг такое странное название, а я думаю что все очень просто. В головах руководства академии до сих пор живет сталинская дихотомическая оппозиция "реализм - формализм".
В Советском союзе термин "формализм" был ругательством, синонимом третьерейховского термина "еntartete kunst" ("дегенеративное искусство"). Новый факультет - это попытка бросить кость тому самому "формализму", который в 30-е годы означал приговор в лучшем случае к вычеркиванию из художественного процесса, в худшем - к пуле в затылок.
Я помню в 1988 году нас в Седневе старичок Коган-Шац отговаривал от "формализма". Он рассказывал, что в молодости сам был "формалистом", а потом понял что надо кушать и стал реалистом. А те, кто остались "формалистами" - или поумирали с голоду, или сели в тюрьму. и мы, любя и сочувственно говорил Илья Борисович, когда поймем что надо кормить семью, станем реалистами, или плохо кончим.
А еще тогда же одна дама, представитель "среднего поколения" художников, увидев мои седневские работы, попросила "научить ее формализму". Уже не вкладывая в это слово никаких обсценных коннотаций. Просто в Союзе художников этим термином в то время обозначалось все "не наше" и непонятное. И до сих пор, наверное, обозначается.
А все попытки интерпретировать смысл названия факультета исходя из современного понимания термина "формальное", противоставления "формального" - "концептуальному", абсолютно, как сейчас модно говорить, "нерелевантны".
Создание "факультета формального искусства" продиктовано простой логикой: давайте разрешим им немного "дегенеративного искусства", пардон, "формализма", и они успокоятся. а мы сохраним высокие гуманистические традиции 1937 года.
Реформа академии должна носить не косметический, а структурный и концептуальный характер. На месте минкульта я бы для начала как минимум собрал на эту тему международную конференцию, что ли...
Всех с юбилеем формалиста Малевича!