Приезжая в Грецию в места былой античной славы, каждый турист хочет взять сувенир на память. Чаще всего им становится камень с пола. Турист, наивно полагая, что ухватил с собой фрагмент развалин древнего храма, счастливо уезжает домой – показывать находку родственникам и друзьям.
На самом деле, коммунальные сотрудники Греции чуть ли не еженедельно большими грузовиками привозят битый камень в места скопления туристов. Таким образом, местная власть спасает достопримечательности от разрушения и вандализма.
Однако в Одессе, несмотря на глубокую связь с эллинами, произошла обратная ситуация. Местная власть всячески устранилась от сохранения исторического облика города, выдавая полуразрушенные дома на Молдаванке – как благодетель для чиновника.
Грязные улицы и обвалившиеся фасады муниципалитет пытается скормить местному жителю как шарм до/послевоенной Одессы: времена Мишки Япончика, Ильфа и Петрова, Бабеля и прочих выдающихся одесситов. Эту же "гангстерскую" Одессу раскручивают и для туристических масс.
Многие охотно клюют на эту удочку и пребывают в восторге от выдуманного языка киноперсонажа Давида Гоцмана (диалоги в фильме и одесский говор - это две большие разницы, как принято говорить) и закрывают глаза на ужасное состояние центра Одессы, как бы оправдывая: а что, Бабель тоже ходил по таким грязным и неухоженным улицам.
Бабель-то ходил, однако важно понимать, что со времен гражданской войны прошло 100 лет, Одесса - мирный и, казалось бы, успешный и современный город. Но все медиа-пространство вынуждает нас гордиться самым мрачным периодом города: разгулом бандитизма, терактами и смертями.
Мечтая погрузиться в лихое прошлое, сюда приезжают туристы. Однако максимум впечатлений ограничивается "шоканьем" одесситов и обвесом на Привозе.
Стоит отметить, что в начале ХХ века был популярен другой миф Одессы: молодого города предпринимателей. При этом героями были не бандиты, а негоцианты, которые помимо зарабатывания денег строили дома, открывали школы, музеи и лечебницы. Эдакий маленький кусочек Америки, где каждый мог воплотить свою мечту и часть Европы, где каждый задумывается о благосостоянии места, где он обитает.
Благодаря этому, уже отошедшему мифу, Одессу и сравнивали с городами Италии и Франции. Теперь же мегаполис стал скучным типичным городом где-то в Восточной Европе с панельными многоэтажками в спальных районах и осыпающимися памятниками архитектуры в центре. Всех, кто с таким положением в любимом городе не согласен, муниципалы и им сочуствующие называют "не настоящий одессит" или "не понимает местного колорита".
Местный колорит - это успех, а не бандитизм. Настоящий одессит - тот, который спрашивает и требует, а не чиновник, отвечающий "не говори о "маме" плохо".
А миф города - это Одесса Ришелье и Маразли, а не Котовского и Соньки-Золотой-Ручки.